7 апреля - День памяти погибших подводников

7 апреля Военно-морской флот России отмечает День памяти погибших подводников, установленный приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года в память о трагической гибели 7 апреля 1989 года атомной подводной лодки Краснознаменного Северного флота К‑278 "Комсомолец".

АПЛ К-278 была построена в Северодвинске и спущена на воду в августе 1983 года. Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, который позволял достигать глубины погружения до 1020 метров, подводное водоизмещение 5700 тонн, скорость хода более 30 узлов (56,6 километров в час). На борту лодки находилось шесть торпедных аппаратов. По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль опережал свое время на четверть века. В августе 1984 года подводная лодка вошла в состав Северного флота ВМФ СССР, а 31 января 1989 года получила наименование "Комсомолец".
АПЛ К-278 служила базой для экспериментов в области глубоких погружений. Наряду с этим подводная лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности, участвовала в противолодочном охранении подводных ракетных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) от подводных лодок вероятного противника.
7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении в базу после завершения дальнего похода на подводной лодке, находившейся в подводном положении, из-за неисправности электросети возник объемный пожар одном из отсеков с последующим его выгоранием, что привело к разгерметизации систем сжатого воздуха. После всплытия АПЛ К-278 экипаж вел борьбу за живучесть корабля в течение шести часов, "заглушил" реактор и принял все меры защиты от развития ядерных процессов. Однако принятые экипажем меры результатов не дали. Вследствие разгерметизации прочного корпуса, поступления забортной воды и затопления кормовых отсеков "Комсомолец" затонул на глубине 1680 метров в 180 километрах юго‑западнее острова Медвежий. В воде оказалось около шестидесяти человек. Многие из моряков не смогли дождаться помощи из‑за сильного переохлаждения, вызванного длительным пребыванием в ледяной воде. При катастрофе погибли 42 человека, в том числе командир подводной лодки капитан первого ранга Евгений Ванин. 27 моряков были спасены подошедшей плавбазой рыбопромыслового флота "Алексей Хлобыстов".
33 погибших подводника покоятся на дне Норвежского моря в месте гибели "Комсомольца" и только девять из них похоронены на берегу.
За мужество и героизм все 69 членов экипажа (42 посмертно) были награждены орденами Красного Знамени.
Корпус подводной лодки до сих пор находится на дне Норвежского моря на более чем полуторакилометровой глубине.
В начале 1990-х годов АПЛ обследовали подводными аппаратами "МИР". У подводной лодки был сильно поврежден прочный корпус от носа до рубки. Из-за этого морская вода попадала внутрь, что способствовало коррозии локализирующих оболочек ядерных зарядов. В 1994 и 1995 годах специалисты провели работы по герметизации корпуса АЛЛ "Комсомолец" прямо на дне моря.
Расследование морской катастрофы так и осталось незавершенным.
Вскоре после трагедии было создано Санкт‑Петербургское благотворительное общество памяти АПЛ ВМФ "Комсомолец", которое ведет деятельность по сохранению памяти о погибших подводниках и работу с семьями экипажей не только К‑278, но и других отечественных подводных лодок, утонувших с моряками на борту в мирное время.
Имена погибших членов экипажа "Комсомольца" были увековечены на мемориальной доске, установленной в Николо‑Богоявленском морском соборе. В храме установлены также доски в память о погибших подводниках других судов, проходят поминальные молебны обо всех моряках подводных лодок, которые не вернулись из моря.
Профессия моряка-подводника является одной из самых опасных, тяжелых и ответственных военных профессий. Она сопряжена с ежеминутной опасностью. Моряки-подводники погибали и в военное время, и в мирное.
Печальный счет был открыт 29 июня (16 июня по старому стилю) 1904 года. В этот день во время учебного погружения затонула первая боевая подводная лодка русского флота "Дельфин". Погибли 24 матроса и исполнявший обязанности командира лейтенант Анатолий Черкасов. 12 человек команды смогли спастись.
Во время Первой мировой и Гражданской войн (1914-1920) в России погибло 29 подводных лодок; во Вторую мировую войну (1939-1945) – 101. Во многих случаях экипажи погибали в полном составе вместе с кораблем.
В мирное время на отечественном подводном флоте наиболее частыми причинами аварий с гибелью личного состава становились пожар или взрыв на борту, а также различные технические неисправности, столкновения или поступление воды в прочный корпус.

В этот день в Севастополе на Братском кладбище на Северной стороне провели памятный митинг и траурный молебен. В нём приняли участие депутаты Законодательного собрания, ветераны и военнослужащие Черноморского флота. Память погибших моряков-подводников почтили минутой молчания.

День памяти погибших моряков-подводников 2022 г.
День памяти погибших моряков-подводников 2022 г. День памяти погибших моряков-подводников 2022 г. День памяти погибших моряков-подводников 2022 г. День памяти погибших моряков-подводников 2022 г. День памяти погибших моряков-подводников 2022 г.