Севастопольский Дом ветеранов посетил выставку, посвященную истории теплохода «Армения»

Коллектив АНО "Севастопольский Дом ветеранов" посетил выставку посвященную истории теплохода Армения, где представлен судовой колокол теплохода - свидетель последних часов жизни теплохода и его пассажиров, который был поднят с глубины 1500 метров. Проект, посвящённый теплоходу «Армения» – лишь часть работы Центра подводных исследований Русского географического общества. В планах – интерактивная карта кораблей, затонувших у берегов Севастополя. В кинотеатре «Украина» выставка будет работать до 30 мая.

Из истории:

6 ноября 1941 года в Севастополе на борт теплохода «Армения» поднялись тысячи человек: жители города, пациенты, врачи и персонал нескольких госпиталей, часть партийного руководства Крыма. Какое-то число пассажиров приняли в Балаклаве и Ялте, сколько именно не известно — в панике подсчетов никто не вел.
Существует только приблизительная цифра — от 4,5 до 10 тысяч человек. Все эти люди надеялись эвакуироваться с полуострова, отрезанного войсками вермахта от Большой земли. Враг все глубже проникал в Крым, и единственная надежда на спасение — попасть на судно, уходящее на Кавказ.
Теплоход «Армения» погиб 7 ноября 1941 года. Санитарный транспорт был потоплен вражеской авиацией. Из огромного числа людей, находившихся на судне, спаслись единицы. Дело о гибели засекретили. Без малого шесть десятилетий официально об этой трагедии никто не вспоминал. Поиски судна начались только в 2000-х.
«Армению» искали экспедиции трех стран — Украины, США и, впоследствии, России. Официальные данные о гибели теплохода содержат много белых пятен, даже координаты только приблизительные — это породило невероятное количество версий и домыслов.
В марте 2020 года Министерство обороны РФ провело заключительные работы по поиску и обследованию корпуса найденного судна. На глубину полтора километра был спущен робот, с помощью которого получено первое подводное видео погибшего транспорта. В апреле 2020 года специалисты Центра подводных исследований РГО однозначно идентифицировали найденный корабль, как теплоход «Армения».
В довоенное время «Армения» была круизным теплоходом, выполнявшим рейсы по Черному морю по маршруту Одесса — Батуми — Одесса. Десятки тысяч пассажиров совершили путешествие на борту этого комфортабельного судна. На Крымско-Кавказской линии работали шесть теплоходов, выполненных по одному проекту, которые в народе называли «крымчаками». «Аджарию», «Абхазию», «Армению» и «Украину» построили в Ленинграде, а «Грузия» и «Крым» сошли со стапелей в Германии.
С началом войны на Черном море началась мобилизация гражданских судов. Товарно-пассажирские теплоходы стали санитарными транспортами. Их переоборудовали на Одесской верфи. На «Армении» изменили конфигурацию внутренних помещений, убрали некоторые перегородки, чтобы организовать операционные и перевязочные, из-за чего пассажировместимость судна значительно уменьшилась.
10 августа 1941 года «Армения» была передана военным и стала самым крупным плавучим госпиталем на Черном море, рассчитанным на размещение 400 раненых. Во время обороны и эвакуации Одессы санитарно-транспортное судно «Армения» спасло не менее 16 тысяч человек, совершив 15 рейсов из города в порты Кавказа.
Есть несколько версий, касающихся внешнего вида теплохода после переоснащения. По одним данным, на его бортах были нарисованы красные кресты — международное обозначение госпитального судна. По другим — были не только красные кресты, но и сам транспорт был выкрашен в белый цвет, чтобы не оставалось сомнений в его назначении.
Но есть информация, согласно которой теплоход был серого «военного цвета», и имел на вооружении четыре полуавтоматические универсальные пушки 21-K, что противоречило правилам оснащения санитарного судна, и делало «Армению» в глазах гитлеровцев легальной военной целью. К слову, летом 1941 года вражеская авиация не раз бомбила плавучие госпитали: обстреляны были «Котовский», «Антон Чехов», затоплены «Аджария» и «Кубань».
В сентябре 1941 года началось наступление вермахта на Крым. Главными целями были стратегические объекты: авиационные базы, порты. В конце октября советским войскам пришлось отступить к главной базе Черноморского флота — Севастополю. Понимая угрозу неминуемой осады города, раненых бойцов и мирных жителей было решено эвакуировать в Туапсе.
Ноябрь 1941 года
Эвакуация должна была проходить на нескольких судах — танкерах и теплоходах. Однако по неизвестной нам причине было решено максимальное количество человек погрузить на «Армению». С этого момента большинство фактов о судьбе теплохода требуют оговорки «скорее всего» — как уже сказано, в деле «Армении» очень много белых пятен. А все, что случилось 6 и 7 ноября 1941 года целиком состоит из загадок и версий.
Так, согласно некоторым данным, на санитарно-транспортном судне эвакуировались не менее семи медицинских учреждений Черноморского флота: раненые и персонал Севастопольского военно-морского госпиталя, 2-го военно-морского и Николаевского базового госпиталей, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь Ялтинского санатория. Помимо флотских, на борту «Армении» разместили часть медперсонала Приморской и 51-й армий. Кроме того, судно приняло эвакуирующихся жителей Севастополя.
6 ноября «Армения» должна была выйти из Севастополя на Кавказ. Однако существует версия, что капитан получил приказ следовать в Ялту. Новый приказ зайти в Балаклаву якобы был получен уже в пути. На рейде Балаклавы на борт поднялись предположительно сотрудники НКВД с грузом. По одной из версий, вывозили сокровища из коллекций крымских музеев, по другой — партийный архив. После этого корабль зашел в порт Ялты, где, по неподтвержденным данным, принял на борт еще какое-то число пассажиров, в том числе руководство пионерлагеря «Артек» с семьями и какой-то груз. Из-за всех этих изменений теплоход смог взять курс на Туапсе только утром 7 ноября.
Нарушив все меры безопасности и даже прямой приказ командующего флотом Филиппа Октябрьского оставаться в порту до наступления темноты, «Армения» в 8.00 вышла из Ялты. По некоторым данным, санитарно-транспортное судно сопровождали два сторожевых катера и два истребителя.
7 ноября, около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик, а через непродолжительное время над водой на бреющем полете, едва не касаясь гребней волн (погода была штормовой и нас болтало основательно), в наш район вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для торпедной атаки, а второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила взрыва — не видели мы до этого более мощного, и почти все разом сказали, что если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать.
В открытых источниках упоминается информация со ссылкой на оперативную сводку штаба ОВР Главной базы ЧФ от 7 ноября 1941 года, в которой также указывается, что транспорт подвергся атаке вражеского торпедоносца и в результате этого затонул.
Вторая версия — теплоход был атакован четырьмя самолетами, которые сбросили бомбы, попавшие в середину корпуса, после чего «Армения» почти мгновенно ушла под воду.
Из тех, кто был на борту «Армении», выжили единицы. Чаще всего встречается информация о 8 спасшихся. Судя по всему, сопровождавшие судно морские охотники не смогли ни отбить атаку, ни подобрать людей из воды. Если опираться на воспоминания катерника М. М. Яковлева, то помешать этому могла штормовая погода и внезапность нападения.
На месте трагедии были катера, советские и немецкие самолеты, — но все они зафиксировали разные координаты затонувшего теплохода.
Некоторые исследователи говорят о пропавшем из Центрального военно-морского архива «Деле №19», материалы которого могли бы восстановить картину событий. И сегодня в Архиве ВМФ нет традиционной для такого происшествия информации в виде докладов, отчетов и рапортов. Следы «Армении» остались только в документах, косвенно указывающих на трагедию. Сложилось впечатление, что об этой катастрофе приказано было забыть.
Для детального обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1 500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат отечественного производства серии «РТ», что позволило впервые за почти 80 лет увидеть легендарный теплоход «Армения». Непрерывное обследование корпуса подводным роботом продолжалось шесть часов, было произведено семь погружений. При этом каждый раз судно-носитель меняло свое положение, чтобы избежать запутывания кабеля аппарата.
Благодаря видеотрансляции в режиме реального времени специалистам ЦПИ РГО удалось убедиться — найдена именно «Армения». Идентификация судна может быть произведена по набору признаков — прямых или косвенных. К косвенным относятся габариты, характерные элементы надстроек, конструкций и ограждений, отмеченные в чертежах и архивных данных. Известные по описаниям и кинокадрам конструктивные особенности теплохода «Армения» и обнаруженного корабля совпали.
Для детального обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1 500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат отечественного производства серии «РТ», что позволило впервые за почти 80 лет увидеть легендарный теплоход «Армения». Непрерывное обследование корпуса подводным роботом продолжалось шесть часов, было произведено семь погружений. При этом каждый раз судно-носитель меняло свое положение, чтобы избежать запутывания кабеля аппарата.
Благодаря видеотрансляции в режиме реального времени специалистам ЦПИ РГО удалось убедиться — найдена именно «Армения». Идентификация судна может быть произведена по набору признаков — прямых или косвенных. К косвенным относятся габариты, характерные элементы надстроек, конструкций и ограждений, отмеченные в чертежах и архивных данных. Известные по описаниям и кинокадрам конструктивные особенности теплохода «Армения» и обнаруженного корабля совпали.
Осмотр найденного корпуса начался с центральной части левого борта с движением в сторону кормы. Еще при первом подходе к судну на дне были обнаружены фрагменты палуб и иных элементов. При осмотре борта были отмечены характерные признаки теплохода «Армения» — расположение элементов надстройки, сильно разрушенной, и своеобразные проемы в леерных ограждениях. Во время обследования правого борта и кормы судна обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса, который также является одним из косвенных признаков для идентификации. Кстати, его хорошо видно на кадрах художественного фильма «Сокровище погибшего корабля».
Прямыми признаками называют указания имени судна или закладные таблички. Как известно, благодаря архивным фото и кинокадрам — название было нанесено краской, поэтому и не сохранилось. Еще одним прямым признаком для идентификации может стать судовой колокол, на нем значится имя корабля. Как правило, он изготавливается из цветных металлов, которые мало подвержены коррозийным процессам, в том числе воздействию морской воды. К удивлению исследователей, уцелела и стойка судового колокола, и сам колокол. Более того, он лежит надписью вверх. Сомнений нет, на подводных кадрах видно — на колоколе четко читается имя «Армения».
Над местом гибели легендарного теплохода священник Новороссийской военно-морской базы протоиерей Кирилл отслужил панихиду по пассажирам и экипажу судна. В память о погибших по морской традиции на воду был спущен венок, прозвучали залпы оружейного салюта.
Отсюда начинается новая история «Армении». Гибель теплохода затронула тысячи семей, потомки не вернувшихся из этого рейса до сих пор хранят память о своих родственниках. Десятки исследователей — и военных, и гражданских, посвятили годы на восстановление событий этой трагедии.

Выставка, посвященная теплоходу
 
Выставка, посвященная теплоходу  Выставка, посвященная теплоходу