Орден Мужества

В этом году исполнилось 35 лет со дня аварии на атомной подводной лодке первого поколения К- 192 в Норвежском море.
Несколько лет вышеописанная авария оставалась одной из тайн Северного Флота. Лишь в наше время событие получило огласку. Вместе с тем, вышли из тени люди, которые затратили поистине героические усилия для ликвидации аварии.
Среди них — наш герой, инженер-электрик, капитан 2-го ранга, Кармалов Виктор Иванович. В 2001 году Виктор Иванович был удостоен высокой награды — ордена Мужества за смелые и решительные действия, мужество и отвагу, проявленные при чрезвычайных обстоятельствах, речь о которых пойдет ниже.

В конце июня 1989 года в районе острова Медвежий произошла серьезная авария на атомной подводной лодке первого поколения К-192. Неожиданно прекратилась подача питательной воды (воды высокой частоты) на реактор , в результате чего активная зона реактора оплавилась, температура поднялась за тысячу градусов. Экипаж в составе 90 человек расположился в корме и носовой части лодки. Пострадавшую лодку отбуксировали на базу, где начались работы по ликвидации этой ядерно-радиационной аварии. Прежде всего, нужно было нормализовать радиационную обстановку в реакторном отсеке, то есть требовалось охладить реактор и, по возможности, произвести его дезактивацию.
В это время Кармалов проходил службу в техническом Управлении Се верного Флота. Виктор Иванович занимался вопросами обращения с жидкими и твердыми ядерными веществами. Поэтому его направили на ликвидацию аварии.
- А ситуация была нештатной, - вспоминал В.И. Кармалов, - все существующие средства охлаждения в данном случае было использовать нельзя. Обсудив проблему, флотские специалисты из Соснового Бора (ред. - ядерный центр в Ленинградской обл.) создали особую систему очистки воды, которая прокачивалась через реактор. Затем нужно было смонтировать приспособление, установить его в реакторном отсеке и провести пробную прокачку воды. Эту ответственную работу поручили офицерскому составу, и он с ней успешно справился. Таким образом, через несколько месяцев температура реактора была доведена до 40-50 градусов, то есть она дошла до той отметки, когда допускается работа с реактором. В заключение реакторную перегородку зал ил и специальным составом Фурфуролом/для дальнейшего захоронения. Потом лодка была утилизирована. Для справки: через внештатную цепочку было прокачано около 15 тысяч тонн воды, а суммарная активность очистных вод, образовавшаяся в результате очистки реактора, составляла более 2 тысяч Кюри.
Несколько лет эта авария одной из тайн Северного флота.
Кармалова Виктора Ивановича не стало 25 октября 2010 года. Вся его жизнь была связана с атомным флотом. Хочется отметить, что профессия подводника справедливо считается одной из самых опасных. Люди с уважением относятся к морякам, но к подводникам у них особое отношение. Работа у них, действительно, сопряжена с риском. Однако сами моряки-подводники героями себя не считают. Есть место на лодке, которого они стараются держаться подальше.
обходят его стороной, как можно быстрее. Это сердце их корабля — атомный реактор. Экипажи подводных субмарин с почтением относятся к коллегам, которые могут без страха заглянуть в «жерло» реактора — ктем, кто обслуживает реакторы атомных подводных лодок.
Для нашего героя работа с ректорами была обычными буднями. Загрузка, разгрузка ядерного топлива, обслуживание реакторов атомных подводных лодок, утилизация ядерных отходов — все эти работы связаны с чрезвычайным риском и опасностью для жизни человека. И этой профессии Виктор Иванович посвятил всю свою жизнь.
Виктор Кармалов родился в Тольятти. Там окончил среднюю школу и собрался поступать в Севастопольское высшее военно-морское училище. Мать не очень одобряла выбор сына, а отцу, бывшему военному, это решение, напротив, было по душе.
По окончании училища,а Виктор получил диплом инженера-электрика подводных лодок, и перед ним открылись две дороги: Север или Камчатка. Молодой человек выбрал первый путь. В 1974 году он приехал на Север.
Уже в то время Россия обладала мощным атомным флотом, и пришёл срок, когда накопилось много кораблей, которые нуждались в топливной перезарядке. Для ведения соответствующих работ пришлось организовать в губе Андреева специальный комплекс перезарядки реакторов атомных подводных лодок. Там то и началась служба Виктора Ивановича.
В.И. Кармалов 11 лет прослужил инженером, а затем старшим инженером в комплексе перезарядки реакторов, а значит, занимался одним из самых опасных видов ядерно- радиационных работ. За это время он участвовал в перезарядке более ЗО атомных подводных лодок первого и второго поколения в качестве начальника смены и вахтенного руководителя перерарядки.
А потом Виктор Иванович занимался ядерными отходами. И здесь его работа была сопряжена с высокими рисками. В 1988-м ему выпало участвовать в непростых мероприятиях по выгрузке аварийного хранилища отработавшего ядерного топлива в губе Андреева. В 1990 г награжден орденом Красной Звезды.
И так вся жизнь — как на вулкане...
В начале 2000-х Виктор Иванович очень переживал за состояние Российского флота; «Что осталось от былого могущества! Раньше флот был щитом и мечом страны, а теперь один корабль десять лет строится, судоремонт — в запустении. Даже не знаю, сколько нужно средств и времени, чтобы вернуться к прежнему расцвету,..» Да и город его юности — Севастополь, находился в очень плохом состоянии. Сейчас всё изменилось. Севастополь вернулся на Родину. Жаль, не дожил Виктор Иванович до этого времени.
Несмотря на все произошедшие известные и оставшиеся в тени аварии и сложности, российский атомный флот вновь возрождается, и в основе развития его — традиции, опыт и знания, заложенные специалистами ещё в Советское время.

Кармалов В.И.
Кармалов Виктор Иванович 
 
Статья подготовлена внештатным корреспондентом федерального сетевого издания Время МСК
С.Н. Зибертом